Задачи налоговой политики – ее цель, задачи и основные направления

Цели и задачи бюджетно-налоговой политики

Понятие и виды бюджетно-налоговой политики

Государственный аппарат не имеет возможности организовывать собственную хозяйственную деятельность. Однако, он требует определенных затрат на содержание. С момента возникновения государственности появилось налогообложение, которое представляет собой систему безвозмездной выплаты части имущества налогоплательщиком в пользу властвующего субъекта. В настоящее время налоговая система представляет собой совокупность налоговых инструментов, институтов и методов их начисления и сбора. Налоговые поступления в государственную казну формируют бюджет страны.

Бюджет является концентрацией денежных средств, находящихся в государственном управлении. Он выполняет ряд функций, среди которых можно выделить:

  • финансирование государственных нужд и расходов;
  • регулирование экономической системы страны, а так же ее подсистем;
  • влияние на социальную стабильность в стране.

Фискальная политика или политика в сфере налогообложения выполняет функции регулирования расходов, доходов государственного бюджета, а так же по стабилизации хозяйственной системы страны. Через механизм фискальной политики реализуется управление таким макроэкономическим показателем, как совокупный спрос. При этом она может влиять на макроэкономическое предложение через воздействие на уровень деловой активности.

Определение 1

Бюджетно-фискальная политика представляет собой инструмент государственного регулирования доходов, формируемых из налоговых отчислений, расходов, а так же управление государственным бюджетом.

Фискально-бюджетная политика имеет два вида – дискреционный и автоматический. Дискреционная политика подразумевает искусственное управление налогами и расходами государственного аппарата. При этом она может быть стимулирующей, либо сдерживающей. Если наблюдается экономический спад, то налоговые ставки снижают и увеличивают государственные расходы. Происходит увеличение дефицита бюджета.

Сдерживающая политика направлена на стабилизацию во время инфляции. Налоги повышаются, а госрасходы уменьшаются, что формирует профицит бюджета.

Автоматическая регуляция хозяйственной системы страны реализуется при циклическом колебании совокупного дохода. То есть, экономический рост влияет на увеличение налоговых отчислений в бюджет естественным путем.

Задачи и цели бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-фискальная политика формируется на следующий год и оглашается Бюджетным посланием Президента к Федеральному собранию не позже марта года, предшествующего планируемому. В направления деятельности бюджетной политики входит управление бюджетом, расходами и доходами, выполнением бюджетных обязательств, а так же государственным долгом.

Можно выделить основные цели бюджетно-налоговой политики:

  • создание условий для стабильного экономического роста;
  • обеспечение полной занятости всех возможных экономических ресурсов и рациональности их использования;
  • стабилизация цен (борьба с инфляцией).

Налогово-бюджетное регулирование обеспечивает баланс бюджета, который обеспечивает условия, предотвращающие нежелательные тенденции в экономике, такие как безработица и инфляция.

Роль данного политического направления возрастает в моменты экономических кризисов. Реализация государственных решений через бюджетно-налоговую систему позволяет поддержать финансовый рынок, стимулировать экономический рост, а так же защитить социально не защищенные слои населения от последствий кризиса.

Цели бюджетной политики реализуются через решение поставленных задач, в зависимости от экономического состояния страны. Можно выделить следующие из них:

  • обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов;
  • создание условий для своевременного выполнения бюджетных обязательств;
  • сдерживание и оказание воздействия на бюджетный дефицит и рост государственной задолженности;
  • управление финансами, направленными на стабилизацию госбюджета;
  • повышение уровня монетизации и валютной обеспеченности, создающих резерв для пополнения бюджета;
  • оказание влияние на положительную динамику роста ВВП;
  • сдерживание безработицы;
  • надзор за выполнением законодательных и правовых норм в области бюджетно-налоговой политики.

Замечание 1

Обычно, в моменты кризиса бюджетный дефицит повышается. Однако, некоторые страны, обладающие стабильной экономической системой, могут позволить себе иметь определенный размер дефицита. Связанно это с тем, что они пользуются высокой степенью доверия кредиторов. Последние рассчитывают на возврат средств в долгосрочной перспективе. При положительных тенденция ростах дефицита доверие к стране может снизиться.

Инструменты управления налогово-бюджетной политикой

Основная цель бюджетной политики – это управление совокупным спросом, который представляет собой макроэкономический показатель, характеризующий общий спрос на товары и услуги в конкретный промежуток времени.

Воздействие на совокупный спрос происходит через налоги, трансферты и госзакупки.

Трансферты представляют собой повышение социальных выплат населению, что влияет на уровень дохода домашнего хозяйства. Денежный резерв помогает больше покупать, что в конечном итоге увеличивает общий совокупный спрос. Господдержка реального сектора позволяет предприятиям расширять производство. Если выплаты по трансфертам снизить, то снизится и спрос.

Налогообложение имеет обратную направленность трансфертам. Повышение налоговых ставок и бремени ведет к снижению совокупного спроса. Если ставки снижаются, что спрос растет.

Замечание 2

Госзакупки влияют на увеличение государственных расходов, то есть, на повышение бюджетного дефицита. Однако, макроэкономический показатель спроса возрастает.Разнообразие инструментов позволяет правительству более гибко воздействовать на экономику на различных этапах развития хозяйственной жизни страны. При этом наибольшее влияние на совокупный спрос оказывает увеличение государственных закупок.

Стоит отметить, что инструменты фискально-бюджетной политики оказывают общее положительное влияние на всю экономическую систему. Автоматические стабилизаторы сглаживают циклические колебания экономических показателей. Кроме того, налогово-бюджетная политика позволяет воздействовать на хозяйственные процессы в короткие сроки.

spravochnick.ru

2. Содержание, цели и задачи налоговой политики

Содержание, цели и задачи налоговой политики обусловлены объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.

Содержание:

Первостепенным является формирование такой налоговой политики, которая обеспечивает равновесие финансовых интересов общества и хозяйствующих субъектов

Центральный вопрос налоговой политикинеобходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора:

Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика.

Второй —с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

Так какую же налоговую политику следует считать эффективной?. Уже в самом подходе к обозначению такой политики нет научного единообразия. Ее зачасгую называют такжездоровой, справедливой, рациональной или оптимальной налоговой политикой. Но если бы вся сложность ограничивалась только терминологическими различиями, это было бы решаемой проблемой. В таком случае следовало определиться толыс ее обозначением. На самом деле проблема гораздо глубже. Суть ее выражается не только в разных подходах к пониманию эффективности в налогообложении, но и в более сложной дилемме между реализацией в налоговой политике приоритета эффективности или справедливости. Именно в непонимании или в игнорировании этой дилеммы, в нежелании поиска компромисса между эффективно­стью и справедливостью, по нашему мнению, кроется несостоя­тельность многих подходов к обоснованию того, какая же налого­вая политика может быть признана эффективной.

В этом аспекте недостаточно полным следует признать утверж­дение Б.Х. Алиева о том, что эффективной может быть только та налоговая политика, которая стимулирует накопления и инве­стиции, способствует экономическому росту. А. И Косолаповделает, на наш взгляд, более аргументированный вывод о том, что главное вэффективной налоговой политике государства — это нахождение в каждый период развития общества оптималь­ного соотношения экономической эффективности и социальной справедливости.

На наш взгляд, следует говорить об эффективной налоговой по­литикекакоб искусстве нахождения компромисса между эффектив­ностью и справедливостью в налогообложении, понятном и прини­маемым большинством налогоплательщиков. Поэтому обоснован­ным нам видится следующее определение, созвучное с концепцией оптимальной структуры налогообложения.

Эффективная налоговая политика это налоговая политика, ориентированная на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отображающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективно­сти и справедливости в налогообложении.

При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики

», «ме­тоды» и «формы».

Субъектами государственной налоговой политики являются раз­личные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательст­вом, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков.

Состав субъектов налоговой политики определяется типом госу­дарственного устройства (унитарным, федеративным) и дифферен­циацией уровней управления.

В Российской Федерациитакими субъектами являются уровни управления:федеральный, региональ­ный и местный. Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации на­логовых полномочий, набором методов, используемых в практиче­ской реализации налогового федерализма.

Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномо­чияпо установлению особенностей исчисления налоговой базы,

налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней на­логов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством. Соотношение значимости налогов, входящих а перечни федеральных, региональных и местных налогов, в пер­вую очередь фискальной значимости их налоговых баз и опреде­ляет масштаб влияния каждого субъекта на государственную на­логовую политику в целом.Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по уста­новлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воз­действие оказывают законодательные органы субъектов Федера­ции, еще меньшее — представительные органы местного само­управления. Нафедеральном уровне активными субъектами на­логовой политики являются Президент РФ, Федеральное Собра­ние РФ, Правительство РФ.

Цели налоговой политики:

Выбор конкретных форм и методов определяется целями, кото­рые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют следующие группы целей:фискальные, экономические, социальные, экологические, междуна­родные (рис. 2):

  • фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

  • экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

  • социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

  • стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

  • экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

  • контрольная — используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

  • международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную систему и во внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями управления возлагаемых на них функций

Обеспечение эффективного участия государства в регулировании экономики, поддержание темпов экономического роста, устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала

Сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения, повышение социальной защищенности малоимущих слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала

Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования, создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами, стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для будущих поколений

Устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения

Рис.2. Цели государственной налоговой политики

Фискальные цели всегда являются основными. Другие цели. хотя и крайне значимые для государства, имеютвторостепенныйха­рактер. Это объясняется тем, что фискальная функция является основной в налогообложении, а все остальные — вторичными. Ука­занные второстепенные цели являются основными в соответствующих политиках государства: социальной, экономической, экологи­ческой, внешней, для которых налоговая политика — лишь один из методов их реализации, причем косвенных.

Объективность дифференциации целей на основную и второ­степенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких-либо целей происходит в ущерб другим. Например, приоритетная реали­зация экономических целей налоговой политики за счет значитель­ного снижения налогового бремени на экономику приводит ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным. Увеличение налоговых платежей экологической направленности способствует реализации экологических и фискальных целей, но при этом снижает конкурентноспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели.

Задачи налоговой политики:

Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, а подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая конценпцию налоговой политики.

Посредством налоговой политики решаются таким образом следующие задачи::

  • выработка научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

  • определение основных направлений и принципов налогообложения;

  • разработка мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического раз­вития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

studfiles.net

Сущность, цели, задачи налоговой политики

Поделись с друзьями

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов — налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. В силу этих причин представляется задачей первостепенной важности сформирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потреблении, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, становятся причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой политики – необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй — с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.

Цели налоговой политики:

  • фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
  • экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
  • социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
  • стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
  • экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
  • контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
  • международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя:

выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

определение основных направлений и принципов налогообложения;

разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:

  • построение стабильной налоговой системы;
  • облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
  • сокращение налоговых льгот;
  • развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существует три типа налоговой политики:

  • политика максимальных налогов;
  • политика разумных налогов;
  • политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

При первом типе государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такую политику государство проводит в определенные моменты развития. Подобная политика осуществлялась в России в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативный последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. В экономике страны назревал кризис, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что по большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся доходов. Практика уклонения от уплаты налогов фактически ставила под сомнение целесообразность функционирования российской налоговой системы. Каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий па учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался с государством по своим обязательствам.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая теневая экономика, уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25 (по официальным данным) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы, как правило, не шли на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики посредством более активного использования рыночных механизмов, и том числе налогов.

При втором типе государство не только учитывает фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, следовательно, к свертыванию социальных программ. Цель такой политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное увеличение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Подобная политика проводится в период, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Эти методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в. и получили название «рейгономика».

Третий тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между вторым и первым. Его суть заключается в установлении высокого уровня налогообложения и разработке значительного числа государственных программ.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *